После получения уведомления из налогового органа, налогоплательщик должен обратиться к своему работодателю с заявлением о предоставлении ему имущественного налогового вычета. К заявлению должен быть приложен документ, полученный в налоговом органе, подтверждающий право налогоплательщика на вычет. Предоставление иных документов не является обязательным.

Вычет, как это было прямо указано в информационном сообщении ФНС РФ от 18.03.2005 г. должен предоставляется налогоплательщику за весь налоговый период (за весь календарный год) в котором возникло право на вычет вне зависимости от того, когда налогоплательщик получил необходимое уведомление из налогового органа и передал его вместе с заявлением своему работодателю.

Следует отметить, что некоторые региональные налоговые органы, рекомендуют налогоплательщикам указывать в подаваемом ими работодателю заявлении с какого месяца он хотел бы получить вычет. По их мнению, если в заявлении налогоплательщика предоставление налогового вычета заявляется с января текущего года, то работодатель должен будет пересчитать налоговую базу и сумму налога за весь год. Если же в заявлении такое указание отсутствует, то вычет будет предоставляться со следующего месяца после подачи заявления.

По мнению автора, такое указание в тексте заявления хотя и допустимо, но не обязательно. Предоставляя вычет, работодатель должен прежде всего руководствоваться нормами действующего законодательства. Следует также учесть и особенности действующих нормативных актов и разъяснений, подготовленных ФНС России.

На наш взгляд, указывать в заявлении конкретный месяц, с которого лицо желает получать вычет имеет смысл только в одном случае: если получаемые налогоплательщиком ежемесячные доходы у этого работодателя позволяют предполагать, что с момента предоставления вычета и до окончания календарного года лицо сможет получить вычет в полном объеме. Во всех остальных случаях, указывать в заявлении конкретный месяц, с которого лицо желает получить вычет, не следует по следующим причинам:

  1. По общему правилу, что подтверждается и разъяснениями ФНС России, вычет должен предоставляться работодателем за весь налоговый период (то есть с начала налогового периода) вне зависимости от того, когда налогоплательщик получил необходимое уведомление из налогового органа и передал его вместе с заявлением своему работодателю. Так что, в случае, если в заявлении налогоплательщика не будет указано иное, работодатель должен пересчитать размеры его налоговых выплат с начала налогового периода и до момента, пока установленный лимит вычета не будет достигнут.
  2. Форма Уведомления о подтверждении налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет предусматривает возможность подтверждения права налогоплательщика на получение вычета исключительно в течении всего налогового периода без каких-либо изъятий. Так что, в случае, если работодатель начнет предоставление вычета налогоплательщику с любой другой даты в течении налогового периода, это может вызвать законные вопросы у органов налогового контроля. Скорее всего представители налогового ведомства потребуют от работодателя письменных пояснений о целесообразности принятого им решения. В случае, если в результате предоставления налогоплательщику вычета не с начала налогового периода, он не смог воспользоваться своим право на вычет в полном объеме, правомерность таких действий работодателя безусловно будет поставлена под сомнение.
  3. В п. 3 ст. 220 НК РФ предусмотрена возможность продления сроков получения вычета только в случае, если по итогам всего налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы предоставленного ему имущественного налогового вычета. Факт предоставления налогоплательщику работодателем имущественного налогового вычета не с начала налогового периода не является достаточным основанием для продления сроков пользования вычетом. Вследствие этого в отношении работников получавших (в том числе и на основании их заявления) вычет не с начала календарного года и не получивших вычет в полном объеме, работодатель все равно будет вынужден пересчитать размеры налоговых обязательств своего работника за весь налоговый период и компенсировать ему разницу.

Возврат соответствующей суммы излишне удержанного налога производится на основании заявления налогоплательщика (п. 1 ст. 231 НК РФ). При этом организация-работодатель не возвращает налогоплательщику суммы уплаченного налога на доходы физических лиц, а осуществляет зачет суммы данного налога, подлежащей возврату в связи с возникновением права на имущественный налоговый вычет, в счет предстоящих налоговых платежей.

На основании представленного налогоплательщиком уведомления налогового органа, налоговый агент в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ производит перерасчет налоговой базы, определяемой с начала налогового периода, с учетом ее уменьшения на сумму имущественного налогового вычета, что влечет изменение налоговых обязательств налогоплательщика, и соответственно исчисляется сумма налога, излишне удержанного из дохода налогоплательщика с начала налогового периода.