Налоговые органы в качестве документов, подтверждающих регистрацию физических лиц по месту жительства, могут использовать документы, выданные органами регистрационного учета в соответствии с "Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713.

На практике, нередкой является ситуация, когда гражданин длительное время находится вдали от своего постоянного места жительства. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней обязаны пройти процедуру регистрации по месту своего пребывания.

В тексте статьи 220 НК РФ не содержится каких-либо указаний, обязывающих налогоплательщиков обращаться с заявлением о предоставлении им имущественного налогового вычета строго в конкретный налоговый орган.

Тем не менее, по мнению налоговых органов, подача заявления о предоставлении вычета возможна только в тот налоговый орган, в который налогоплательщик должен подавать свою налоговую декларацию.

Примечательным в данном плане является разъяснение, данное в Письме ФНС РФ N ГИ-6-04/566@ от 02.06.2006 г. Согласно данному разъяснению, впоследствии продублированному в ряде писем территориальных налоговых органов:

"Граждане, зарегистрированные по месту пребывания и при этом имеющие регистрацию по месту жительства в Российской Федерации, для получения социальных и имущественных налоговых вычетов представляют налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту жительства.

Граждане, зарегистрированные по месту пребывания, но не имеющие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, имеющие обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, представляют такую декларацию в налоговый орган по месту пребывания. Однако указанные граждане не вправе претендовать на получение социальных и имущественных налоговых вычетов в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 219 и 220 Кодекса".

Данное разъяснение, по нашему мнению, является отчасти неточным, а отчасти ошибочным.

  1. Указание о лишении права на получение имущественного налогового вычета граждан, зарегистрированных по месту пребывания, но не имеющих регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не основано на нормах действующего законодательства. Более того, из текста п. 2 ст. 220 НК РФ четко следует, что соответствующий вычет предоставляет тот налоговый орган, в который налогоплательщик подал свою налоговую декларацию и заявление. Отсутствие в тексте НК РФ четкого указания о составе налоговых органов, в которые налогоплательщик вправе подать налоговую декларацию в случае отсутствия у него регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не может являться основанием для лишения его права на получения имущественного налогового вычета. Так как в своем разъяснении представители ФНС России предприняли попытку устранить имеющиеся пробел в законодательном регулировании и разрешили таким гражданам подавать налоговые декларации по месту их пребывания, то допустима и подача в эти налоговые органы заявлений о предоставлении имущественного налогового вычета, так как это никоим образом не нарушает правила предоставления вычетов, зафиксированные в статье 220 НК РФ.
  2. Указывая на необходимость обращения граждан имеющих регистрацию по месту жительства в Российской Федерации в соответствующий налоговый орган по месту своего жительства, представители налоговых органов упускают из внимания требования ст. 227 и 228 НК РФ, согласно которым отдельные категории граждан, обязаны подавать налоговые декларации в налоговые органы по месту своего учета. Конечно, в большинстве случаев, место учета налогоплательщика совпадает с местом его жительства. Тем не менее, на наш взгляд, это обстоятельств не может оправдывать появление в официальном документе подобных неточностей.